Этот трудный «горшковый возраст»

Статья
Фото

Лишь единицы счастливых, или наоборот – несчастных, ни разу не столкнулись в своей воспитательной практике (а ведь все мы являемся воспитателями своих собственных детей) с такой непростой задачей: приучение ребенка к горшку. Несмотря на то, что тему эту нельзя назвать столь же захватывающей, как очередной богемный скандал с участием популярных медийных лиц или известных политиков, но волнует она практически всех родителей. И, стало быть, на поверку оказывается куда более важной, чем то, что надела на очередную церемонию известная российская «светская львица».

Не залезая глубоко в дебри, и не ища сложных переводов с русского на японский язык, наперед любой детской психологии и новомодных методик сразу оговоримся: все без исключения дети рано или поздно приучаются к горшку. Конечно, в рассмотрение мы не берем единичные случаи патологий и психических девиаций в физическом развитии организма и развитии личности человека.

Но в период от года до двух (двух с половиной) все среднестатистические здоровые дети приучаются к этому неизменному атрибуту личной гигиены. Стало быть, все опасения старшего поколения, горе-врачей и прочих «специалистов» по меньшем мере… преувеличены.

Отсюда исходит второй вывод: если срок не принципиально важен, то нет никакой нужды давить на маленького человечка, через силу заставляя его «ходить на горшок». Этим вы только можете неизмеримо увеличить срок «приручения», а то и вовсе создать у ребенка трудно преодолимые в дальнейшем психологические последствия и травмы.

Но этот вывод также вовсе не означает, что «раз сам когда-нибудь научится, то и делать ничего не стоит». Делать стоит, но очень деликатно, без давления и ущемления прав хоть и маленького, но все-таки человека, гражданина, личности.

В восьмидесятые годы прошлого столетия стали очень популярны прогрессивные методики приучения малышей к горшку, по которым можно было установить у ребенка рефлексы в самом раннем возрасте, до одного года. Но специфика этих методик имела один явный недочет: она апеллировала не к сознательному поведению маленького человечка, а именно к условным рефлексам, добиться которых можно было путем долгих и мучительных «упражнений».

Главной же задачей в данном случае нужно считать именно осознанное приучение ребенка. Хорошо, когда привитые в раннем возрасте бессознательные рефлексы органично перерастали в осознанное поведение ребенка. Но это далеко не норма поведения ребенка. Поэтому упущенный момент этого перехода приводил некоторых молодых родителей в замешательство: «Как так? Ведь мы его учили-учили. А он в одночасье все забыл!».

© Бюро переводов “Prima Vista”

(Пока оценок нет)
Загрузка...
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: