Развитие ребенка после года: памятка для молодых родителей

Статья
Фото

развитие ребенка после года

Содержание:

Казалось, еще совсем недавно вы носили своего малыша под сердцем, даже не представляя, как он будет выглядеть, чьи черты унаследует в большей мере — одного или второго родителя. Время после родов для каждой женщины летит незаметно: в ежедневных заботах порой новоиспеченные мамочки даже не замечают, как лето сменяет осень, а весна — зиму. Естественно, что сначала тяжело практически всем, только одни принимают трудности как должное, стойко перенося их, а другие нервничают, переживают и проходят сложный процесс адаптации. И это нормально, ведь с рождением ребенка привычная жизнь семьи переворачивается с ног на голову — вместо покоя и налаженного быта появляются бессонные ночи, кормление, купание, плач.

Однако человек привыкает ко всему, тем более что через три-четыре месяца мама уже чувствует свое чадо, понимает что он (или она) хочет и из-за чего капризничает. Первая осознанная улыбка, агуканье, нежные ручки и ножки — все это приносит радость и наполняет жизнь смыслом. И вот уже совсем маленькая кроха повзрослела: пытается произносить слова, понимает просьбы, выполняет несложные «поручения» родителей. После года начинается самое интересное — это время познания, приобретения малышом определенных навыков. Давайте рассмотрим подробнее, как же происходит развитие ребенка, что нужно ожидать и к чему стоит готовиться, а также какие занятия с ним следует проводить.

Ребенок познает мир: интеллектуальное развитие

Необходимо понимать, что развитие каждого ребенка сугубо индивидуально — то, что одному удается сделать к двенадцати месяцам, другой сможет освоить несколько позже. Поэтому не стоит поддаваться панике, если во всех пособиях для молодых родителей сказано, что в год малыш уже должен ходить, а ваше чадо еще только пытается это сделать. Наберитесь терпения и просто подождите — всему свое время!

Кроме того, учеными давно доказано, что развитие девочек происходит гораздо быстрее, чем у мальчиков. Так, последние делают свои первые шаги на два-три месяца позже, и если маленькая прелестница начинает говорить к двум годам, то будущий джентльмен сделает это после нее — разница во времени может составить от 16 до 24 недель. Недаром же говорят, что дамам следует уступать место!

Так что развитие детей — процесс индивидуальный, однако существуют общепринятые показатели, от которых отталкиваются медики для определения нормального нервно-психологического, а также физического состояния ребенка. Об этом должны знать и родители, чтобы предупредить возможные аномалии и вовремя выявить те или иные отклонения. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен!

Итак, рассмотрим, как же происходит развитие детей после года, какие существуют особенности и на что стоит обратить внимание, чтобы ваша кроха выросла здоровой. Как отмечают специалисты, стабильным показателем полноценного развития малыша является его рост. К двенадцати месяцам тело подрастающего мальчика или девочки увеличивается примерно на 25 сантиметров, соответственно, средний рост годовалого ребенка составляет около 75-76 сантиметров. Именно в это время происходит очень интенсивное развитие, как физическое, так и психомоторное, активно формируются условные рефлексы.

Как правило, после одиннадцати месяцев многие дети начинают произносить односложные слова, с каждым днем все больше пополняя свой лексикон. Обычно около года малыш делает первые неуверенные шаги, периодически падая, придерживаясь за предметы, находящиеся рядом (стол, ножку кресла или стула, диван, кроватку и так далее). Постепенно его навыки совершенствуются: вскоре вы заметите, как кроха передвигается и бегает вполне самостоятельно.

У годовалого ребенка появляется огромное желание познать окружающий мир: он с радостью контактирует с новыми людьми, трогает все, что видит, пользуется многими предметами во время игры и уже знает их значение. Малыш помнит имена всех близких родственников — родителей, бабушек, братьев, сестер, дедушек — и откликается на свое. После двенадцати месяцев стремление увидеть и познакомиться с окружающей действительностью является сильной мотивацией к самостоятельному передвижению, поэтому в это время следует особенно внимательно следить за своим чадом. Так как еще неокрепшие ножки малыша иногда могут его не слушаться, вследствие чего нередко случаются травмы и увечья.

У ребенка в возрасте около года и восьми месяцев словарный запас порой достигает до ста слов и более. По мере того, как он знакомится с окружающим миром, овладевает навыками ходьбы, речи, постепенно происходит активное развитие памяти — малыш с легкостью запоминает людей, предметы. Поэтому в это время с ним следует как можно больше общаться, отвечать на все его вопросы и объяснять значение предметов, действий и так далее.

Гибкость мышления, интеллектуальные и творческие способности ребёнка помогают вырабатывать различные игры, которые не требуют от взрослых отвлечения от повседневных дел. Играть в них можно где угодно: на прогулке, на домашней кухне, в автомобиле или общественном транспорте и так далее. Для таких игр не нужны какие-то дополнительные приобретения или приготовления. Они требуют лишь хорошей фантазии.

Так, хорошо развивает творческие способности ребёнка игра под названием «Кто я?». Заключается она в том, что взрослый, изобразив звуками, жестами, мимикой, к примеру, автомобиль или жука, просит ребёнка угадать, кто же это. Если отгадка не вызывает затруднений у малыша, можно предложить ему, в свою очередь, изобразить кого-то, и угадать уже его загадку. Показывать можно всё что угодно, лишь бы этот предмет соответствовал возрастной степени понимания ребёнка.

На самом деле существует огромное количество интересных, а главное — полезных занятий, которые можно проводить с малышом после года. Но не будем слишком забегать вперед, рассмотрим данные методики несколько позже.

развитие ребенка после года по месяцам

Развиваемся активно: первые шаги и самостоятельные действия

На развитие ребенка влияет множество факторов: атмосфера в семье, условия проживания, питание и многое другое. Чем больше времени вы будете уделять своей крохе — играть с ним, гулять, разговаривать, читать книги вслух, объяснять значение тех или иных предметов — тем обширнее будет у него словарный запас, лучше память. Дети после года невероятно подвижны, зачастую пребывают в хорошем эмоциональном состоянии, часто смеются, радуются новым людям, отзывчивы к любым проявления внимания, как со стороны взрослых, так и сверстников.

После четырнадцати месяцев у ребенка происходит активное развитие предметной деятельности, в процессе которой он знакомится с окружающим миром — запоминает значение и названия предметов, их свойства. В это время малыш впитывает в себя информацию, как губка, поэтому родителям по возможности необходимо направлять его и обучать. Для этого совсем не обязательно использовать какие-то специальные методики — делайте это в игровой форме. Так, например, когда малыш немного подрастет, то можете предложить ему поиграть в игру «Найди нужный цвет».

С ее помощью детей после 2,5 лет учат распознавать цвета. Чтобы играть в неё, надо выбрать какой-либо цвет, показать его малышу и попросить найти точно такой же цвет в том, что находится вокруг. А мыслительные способности у детей в этом возрасте хорошо развиваются игрой «Что я делаю?». Для нее нужно изобразить какое-то действие, которое ваш умный малыш хорошо знает,    — рисование, глажку, подметание, чистку зубов и прочее, — и попросить его угадать, что это за действие. Таким образом, в процессе повседневного общения, игр и шалостей, у ребенка постепенно расширяется словарный запас, усваивается информация о предметах и их значении.

Умственное и физическое развитие у каждого малыша может происходить по-разному: подвижные и активные личности всем интересуются, общаются со сверстниками, обращают внимание на взрослых. Они много передвигаются, все видят и все слышат, естественно, что такие маленькие «зажигалки» зачастую начинают рано говорить.

Однако если у вашего ребенка спокойный и скромный характер, он неохотно идет на контакт с другими детьми и после года все еще упорно молчит, не расстраивайтесь — вы услышите от него много интересного, только немного позже. Направляйте его в игре, показывайте, что можно делать с тем или иным предметом. Дело в том, что у таких застенчивых индивидуальностей довольно продолжительное время сохраняется однообразие в движении и действиях: некоторые родители замечают, что их чадо постоянно перекладывает игрушку из одной ладошки в другую, монотонно катает машинку и тому подобное.

К двенадцати месяцам у ребенка формируется способность вспоминать, а также повторять действия, сделанные другим человеком и виденные ранее. Может так случиться, что, показав малышу, как играть новой машинкой, вы не увидите никакой реакции, кроха не откликнется. Однако уже через несколько дней удивит вас, ловко справляясь с этим же предметом. Дети после года все понимают и запоминают, но некоторым необходимо время, чтобы все осмыслить. Развитие ребенка происходит таким образом, что информация об увиденном и услышанном у него копится постепенно. Но, тем не менее, когда он ежедневно наблюдает одни и те же повторяющиеся действия (например, мытье полов, глажку, стирку), со временем появляется желание им подражать.

После года и ближе к двум годам молодые новоиспеченные мамочки могут вздохнуть с облегчением — у ребенка начинается время самостоятельных игр. Теперь малыш нуждается в уединении, часто занимается «своими делами», долго находится один. Но это совсем не значит, что ему не нужны ваше внимание и забота — время от времени обращайтесь к крохе, предлагайте свою помощь.

Примерно после года и девяти месяцев многие дети начинают «определять» свою территорию, закрепляя за вещами то или иное место. Поэтому, если малыш изначально был приучен к порядку, имел возможность наблюдать за тем, как родители делают уборку, то впоследствии с этим не должно возникнуть никаких проблем.

Развитие ребенка — естественный, но, тем не менее, непростой процесс, поэтому, если вы хотите, чтобы он происходил безболезненно, будьте внимательны и терпеливы к своему малышу. Дети после трех лет очень эмоциональны — смех может резко сменяться плачем, нередки необоснованные капризы и обиды. В таком случае главное — это не нервничать, ведь криком и руганью вы ничего не добьетесь. При возникновении подобной ситуации следует отвлечь ребенка, переключив его внимание с одного эмоционального состояния на другое. Для этого подойдут паззлы, рисование, лепка, кубики — в общем, все, чем интересуется ваше чадо. Такие занятия не только помогают успокоить малыша, но и благотворно влияют на его интеллектуальное развитие.

Так, например, разнообразные конструкторы способствуют формированию у ребенка чувства распознавания предметов по цвету, форме, тематике, величине и так далее. А чтобы у малыша отлично «работало» воображение, можно использовать игру под названием «Наоборот». Взрослый называет какое-то слово и предлагает ребёнку подобрать к нему антоним, — «светло — темно», «мокрый — сухой» и так далее. Слова нужно подбирать, ориентируясь на жизненный опыт малыша, то есть называть то, что ему понятно.

Чтобы развитие мышления у ребенка происходило более активно, медики рекомендуют заниматься с ним не только по специальным методикам, но и в игровой форме. Так, хорошо формирует мышление у детей четырёх-пяти лет игра «Кем был?». Ребёнку предлагают названия каких-то предметов или явлений, а он должен сказать, кем или чем эти предметы или явления были раньше. К примеру, дождик был тучей, цыплёнок был яйцом, рубашка — тканью, табурет — деревом. Желательно, чтобы на заданный вопрос существовало несколько вариантов ответа.

правильное развитие ребенка после года

Осознание себя как личности: социальное развитие малыша

Итак, что же умеют и на что способны дети после года:

  • Примерно к десяти-двенадцати месяцам кроха начинает делать первые осторожные шаги и ближе к двум уже вовсю бегает. Однако, как упоминалось выше, все это сугубо индивидуально, кроме того, зачастую развитие у девочек происходит несколько быстрее, чем у их же сверстников мужского пола.
  • По мере взросления к малышу приходит понимание того, для чего нужна так или иная вещь, он распознает форму предметов, учится с ними обращаться.
  • Развитие речевого аппарата у каждого ребенка происходит совершенно по-разному. Некоторые уже к десяти месяцам произносят первое слово, а другие не говорят вплоть до года-полутора лет и более. Если ваше чадо относится ко второй категории, не стоит сильно переживать, ведь порой кроха, упорно молчащая длительное время, впоследствии не только догоняет, но и перегоняет в своем развитии даже тех, кто начал лепетать в девять месяцев.
  • После года и 36 недель дети постепенно отводят каждой вещи «свое» место. Они становятся более самостоятельными и уже так сильно нуждаются в родительской опеке. Малыш может подолгу играть в одиночестве, и ему не будет скучно.

У ребенка после года и девяти десяти месяцев формируется ощущение своей независимости, поэтому нередко обеденный стол превращается в настоящее поле боя. Процесс изучения пищи, ее свойств, баловства с едой в тарелке уже пройден: кроха постепенно кушает все более аккуратно, старается держать ложку и чашку, при этом движения осознанны. Однако некоторые дети изобретают «свои» способы общения с едой, “плямкая”, причмокивая, пытаясь есть обратной стороной столовых приборов. При возникновении подобной ситуации специалисты рекомендуют не заострять на этом внимание: как правило, если родители не проявляют никаких эмоций, такие эксперименты очень быстро сходят на нет.

После двух лет у малыша довольно активно происходит социальное развитие и адаптация:

  • По мере взросления у ребенка меняются интересы: если раньше ему нравилось возиться с машинками или играть в куклы, то сегодня его может заинтересовать монотонное размеренное занятие, например, сбор паззлов, конструктор. Однако «переходный» предмет все еще не теряет своей важной роли: любимая пустышка, игрушка или другой предмет успокаивает его в минуты печали, когда он испуган или расстроен.
  • Начиная с года и шести месяцев многие дети пытаются помогать мамам и папам: «вытирают» пыль, «стирают», «моют» посуду, «гладят». Естественно, сначала их движения нескоординированные и неумелые, однако это постепенно проходит.
  • Социальное развитие происходит наиболее активно после двух лет. В два года ребенок уже знаком с правилами поведения на улице, дома и понимает, что можно делать в таких местах, а что категорически запрещено. В это время дети с интересом и огромным желанием контактируют со своими сверстниками.
  • По мере того как происходит социальное развитие малыша, совершенствуются и его навыки коммуникативного общения. В отношении «товарищей по песочнице» у ребенка после года и одиннадцати месяцев возможны несколько линий поведения: игра в «стороне», «на, дай» или созерцание.

Развитие первых коммуникативных навыков между детьми от года до трех лет происходит на основе тех или иных предметов — зачастую это игрушки. Так как малыши к этому времени уже четко разграничивают, где «свое» и «чужое», нередко случаются мини-конфликты. Например, когда один взял поиграть какую-то машинку, а другой тоже ею заинтересовался и хочет забрать игрушку. В данном случае родителям необходимо помнить, что это всего лишь переходный период, во время которого нужно показывать правильную манеру поведения. Однако если ваш ребенок наотрез отказывается делиться, не стоит его слишком сильно ругать и вешать ярлык «жадина». Ведь дети только учатся общаться между собой.

В три года у ребенка происходит своеобразный возрастной кризис: он ощущает себя как полноценную личность, резко увеличивается потребность в самостоятельных действиях. Малыш хочет сам завязывать шнурки, одеваться, не прибегая к помощи взрослых. Именно в это время определяется преобладающее развитие одной руки над другой. Поэтому очень важно уделить пристальное внимание физическим занятиям с малышом, которые следует проводить, начиная с первых месяцев. Ведь это база, фундамент будущего здоровья крохи. Гимнастику рекомендуется делать, прежде всего учитывая характер ребенка. Малоподвижного и неуверенного можно заинтересовать красивой игрушкой,  периодически подбадривая и поощряя.

На заметку для родителей: развивающие игры

Воспитание ребенка должно происходить комплексно: наряду с физическими упражнениями необходимо уделять внимание и его интеллектуальному,  а также умственному развитию. Тогда у малыша не возникнет проблем в общении, он вырастет цельной и интересной личностью. К тому же, когда крохе исполнится три-четыре года, можете смело начинать готовить его к школе, как бы смешно это ни звучало. Поверьте, время пролетит быстро, зато впоследствии ребенок гораздо проще адаптируется к занятиям, ведь в его запасе уже будет определенный «багаж» знаний, который поможет не отставать от сверстников, а, может быть, в чем-то даже перегонять их.

По мнению исследователей, неразвитые интеллектуально дети сталкиваются при обучении в начальной школе с большими трудностями. Ребёнок, не наученный самостоятельно познавать какие-то вопросы, не способен решать задачи, не соответствующие его интересам. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода в детях нужно развивать готовность к познанию и формировать их собственный взгляд на мир. Этому способствую определенные упражнения.

Теперь, как и обещали, расскажем подробнее о том, какие занятия развивают у крохи творческое мышление, воображение и внимание. Все они выполняются в игровой форме, поэтому не вызовут у малыша негативной реакции.

  • На прогулке с ребёнком четырёх-пяти лет можно поиграть в игру «На что похоже?». Малышу указывают на облака, деревья, кусты, лужи и спрашивают, на что они похожи. Если он находит оригинальную идею, это следует отметить, похвалив ребёнка за изобретательность.
  • Отлично развивает внимание у детей шести лет игра «Запретные слова». Заключается она в следующем. Выбирается какое-то запретное слово, к примеру, «чёрный», а затем ребёнку задают вопрос, ответ на который содержит это слово. Отвечать малыш может всё, что угодно, но при этом в его фразе не должно присутствовать запретное слово. Если он его всё же произносит, то становится ведущим в игре.
  • Для развития памяти с детьми шести-семи лет можно поиграть в игру «Пары слов». Ребёнку называют несколько слов (для начала хватит пяти-шести), связанных между собой в пары. К примеру, «мальчик — мячик», «дорога — автомобиль», «небо — солнце» и прочее. Малыш должен запомнить в каждой паре второе слово. После чего взрослый называет первое слово из пары, а ребёнок должен вспомнить второе, соответствующее первому. Игру можно делать более сложной, составляя пары слов с отдалённой смысловой связью.
  • Со знающим буквы ребёнком шести-семи лет можно поиграть в игру «Анаграммы». Малышу предлагают несколько согласных и гласных букв и просят его составить из них одно или несколько слов. Игру усложняют, увеличивая количество букв. Во время её взрослый и ребёнок меняются ролями.

http://www.youtube.com/watch?v=noXahpyoiv0

Эти развивающие игры формируют мышление детей ненавязчиво, в виде развлечения. Они развивают воображение, внимание, память и образное мышление, стимулируя рост творческих способностей малыша.

(Пока оценок нет)
Загрузка...
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: